Рынок стиральных порошков

Мировые тренды

Основные потребительские качества, которыми должны обладать современные стиральные порошки:
- обеспечение безопасности для окружающей среды, человека и домашней техники;
- экономичность (основной критерий выбора средств потребителем остается прежним: соотношение эффективности и цены);
- комфортность использования (легкость в применении, удобная упаковка, приятный запах);
- эффективность удаления пятен

Производители отвечают на эти требования следующими трендами в отношении параметров стиральных порошков:

1. Состав
- отсутствие фосфатов, агрессивных компонентов, хлора; биоразлагаемые формулы;
- рецептуры, обеспечивающие безопасность для чувствительной кожи и для тканей;
- использование натуральных экстрактов; рост количества ингредиентов из натуральных источников, используемых во вновь разрабатываемых продуктах;
- наличие отдушек, обеспечивающих продолжительный аромат в новых продуктах для стирки;
- концентрированные формулы (повышенная концентрация активных веществ), обеспечивающие уменьшение количества вещества на 1 стирку (в Европе с 275 г в 2015 г до 6 0г в 2017 г)

2. Назначение
Превалирующее количество вновь разрабатываемых продуктов относятся к типу "автомат", как наиболее часто используемым средствам по уходу за тканью.

3. Формы выпуска
- устойчивая популярность жидких моющих средств в Европе, США и Канаде. В США, например, их доля выросла до 50%, а в Европе жидкие средства для стирки занимают от 40 до 60% рынка; таблетки и предварительно дозированные капсулы для стирки также являются популярным продуктом для европейского потребителя;
- порошкообразный формат находится в нисходящем тренде при разработке новых продуктов;

Подробнее о компактации

Одна из главных тенденций на европейском рынке - компактация: внедрение концентрированных порошков для стирки. Это комплекс мероприятий по снижению дозировки средств для стирки с сохранением качества стирки, которая достигается за счет удаления из стирального порошка малофункциональных соединений и за счет этого увеличения концентрации активных ингредиентов в пачке продукта. Для того чтобы в России сделать, например, 20 стирок, требуется 3 кг порошка. В Восточной и Западной Европе на те же 20 стирок нужно меньше 2 кг.
Эксперты рынка прогнозируют дальнейший рост и в сегменте сверхконцентрированных и предварительно дозированных жидких средств для стирки. Это связано с тем, что потребители считают суперконцентрированные жидкости и предварительно дозированные капсулы более экономичными – ведь они получают ту же эффективность стирки при существенном (наполовину) сокращении объема ЖМС (жидкого моющего средства) на одну стирку. Суперконцентраты содержат меньше воды, для них нужно меньше упаковки, а капсулы дополнительно обеспечивают удобство легкого и правильного дозирования. Концентрированные моющие средства оказывают более мягкое воздействие на окружающую среду, по сравнению со стандартными. Это связано с уменьшением температуры стирки, уменьшением количества ПАВ, билдеров, сокращением расходов на транспортировку, упаковку и хранение. Кроме того, в суперконцентрированных рецептурах ЖМС (жидких моющих средств) ферменты являются более стабильными.

Россия: ситуация и тенденции

Российский рынок, с одной стороны, не может не следовать за тенденциями мирового рынка, с другой стороны, имеет определенные особенности. В настоящее время наблюдаются следующие тенденции развития рынка стиральных порошков в России:

1. Ухудшение динамики на российском рынке
В феврале 2016 года - марте 2017-го по сравнению с тем же периодом годом ранее продажи порошков снизились на 5,6% в натуральном и на 1,2% в денежном выражении. Годом ранее показатели были -0,2% и +8,8% соответственно.
Отрицательная динамика натуральных объемов продаж подкрепляется тем, что россияне придерживаются сберегательной модели поведения и переключаются на экономное потребление.

2. Переключение на универсальные средства
На фоне общей стагнации заметно увеличились продажи универсальных средств, которые можно использовать сразу для нескольких целей. Их продажи выросли на 14,9% в натуральном выражении и на 20,2% в денежном. Спрос со специализированных стиральных порошков сместился на средства, подходящие для любого белья. Выросли продажи жидких гелей для стирки, поскольку они расходуются более экономно, чем традиционные порошки.

3. Формы выпуска
Рост интереса к жидким порошкам (гелям), которые более экономно расходуются при пересчете на одну стирку и обладают рядом других достоинств. Сейчас они занимают около 10% общего рынка России (в Европе от 40 до 60%).
Сухие порошки, тем не менее, остаются на данный момент самой устойчивой формой выпуска. Продукт в виде порошка содержит только необходимые ингредиенты (в т.ч. может содержать отбеливатели) и совсем не содержит воды. Сухие стиральные порошки по ряду показателей, в т.ч по отстирываемости, пока превосходят жидкие порошки.
Таблетки и капсулы для стирки остаются для большинства россиян экзотическим продуктом.

4. Ситуация по каналам сбыта.
Среди каналов крупнейшую долю в продажах средств по уходу за домом занимают парфюмерные и хозяйственные магазины - 31% в денежном выражении; за ними следуют супермаркеты с долей 28% и гипермаркеты с долей 24%. За исследуемый период рост был зафиксирован в супермаркетах (+6,9% в денежном выражении) и в гипермаркетах (+2,2%). В то же время продажи в парфюмерных и хозяйственных магазинах стагнируют по сравнению с периодом годом ранее (-0,7% в денежном выражении).

5. Изменения в составе. Тенденция компактации затронет и Россию.
Запрос на безопасность стиральных порошков для человека и окружающей среды набирает силу и в России. Законодатели подготовили соответствующие "Технические регламенты", а производители уже снижают доли фосфатов в стиральных порошках, делая формулы более экологичными и безопасными, в том числе за счет использования веществ, натурального происхождения. В качестве примера можно привести стиральный порошок "Весенняя нежность Детский" (НЗБХ), изготовленный на основе натуральных масел и содержащий гипоалергенные компоненты.

6. Упаковка
В части упаковки прослеживаются такие тенденции:
- постепенное увеличение доли фасовки в дой-паки (с 1-2% сейчас до 5% к 2020 году);
- адаптация под потребности розничных сетей, что выражается в типоразмерах упаковок;
- разработка новых конструкционных решений с функцией многократного открытия/закрытия;
- применение гибких упаковочных материалов, влияющих на длительную сохранность сыпучей бытовой химии (продление срока годности).

Куда все-таки идем?

Рынок стиральных порошков РФ имеет огромный потенциал. Среднестатистический житель страны в год потребляет менее 6 кг этого продукта, что в 2-3 раза меньше, чем в подавляющем большинстве западных государств (в среднем, 12 кг/чел.).

Мировые тенденции не могут не влиять на российский рынок, и уже можно наблюдать соответствующие изменения в формах выпуска, составе, упаковке стиральных порошков. Так например, стиральные порошки "Mr. Sanitar" производства "НЗБХ" не содержат фосфатов, включают в себя систему удаления пятен "Smart zime" и систему защиты ткани, а в ближайшее время завод предполагает запуск производства жидких моющих средств в дой-пак упаковке.

Есть основания предполагать, что некоторый спад в продажах моющих средств в России за последний год является временным. И нет сомнения в том, что рынок стиральных порошков является устойчивым рынком, имеющим достаточно широкие возможности для развития.
Поделилки: 1

Модуль "Форум" не установлен.

Array
(
    [ITEMS] => Array
        (
        )

    [CONVERT_CURRENCY] => Array
        (
        )

    [CATALOGS] => Array
        (
            [179] => Array
                (
                    [IBLOCK_ID] => 179
                    [YANDEX_EXPORT] => N
                    [SUBSCRIPTION] => N
                    [VAT_ID] => 0
                    [PRODUCT_IBLOCK_ID] => 0
                    [SKU_PROPERTY_ID] => 0
                    [OFFERS_PROPERTY_ID] => 
                    [OFFERS_IBLOCK_ID] => 
                    [ID] => 179
                    [IBLOCK_TYPE_ID] => 1c_catalog
                    [IBLOCK_ACTIVE] => Y
                    [LID] => s1
                    [NAME] => Каталог 1с
                    [CATALOG_TYPE] => D
                )

        )

    [ERRORS] => Array
        (
        )

    [WARNINGS] => Array
        (
        )

)